Мы не будем жить по-вашему: в Тверском драмтеатре премьера спектакля "Сестра Надежда"
В минувшие длинные праздничные выходные (посвященные Международному женскому дню) в тверском драмтеатре прошла долгожданная премьера. На суд зрителя, аж трижды, была представлена постановка «Сестра Надежда» по пьесе драматурга Александра Володина. Режиссером-постановщиком выступил небезызвестный Валерий Персиков, в арсенале которого мощные спектакли «Ревизор», «Квадратура Круга», «Трамвай желание». Идя в театр на премьеру я была уверена, что постановка будет не менее сильной, чем предыдущие.
Как и подобает премьере, которая совпала с открытием 272-ого театрального сезона, в фойе театра собрались десятки любителей искусства и прекрасного. Были организованы фотозоны, небольшой фуршет, ретро-выставки и живая музыка.
Зал был заполнен до отказа. Все места были заняты. Третий звонок прозвучал – действие на сцене началось.
В центре сюжета «Сестры Надежды» - переплетение судеб двух героинь. Две сестры Надя (Ирина Погодина) и Лида (Екатерина Юркова) показаны в разных ситуациях и разных этапах жизни.
На дворе 50-е годы. Надежду и Лидию, которые воспитывались после войны в детском доме, отыскал и забрал к себе их дядя Митя Ухов (Константин Юрченков). Девушки живут совершенно обычной жизнью, «все как у всех».
Как я уже сказала ранее, жизнь девушек показана в разных временных промежутках. Например, в самом начале зритель видит маленькую пятнадцатилетнюю Лиду, которая еще учится и планирует поступать в театральное. Надежда, старшая сестра, учится и работает на заводе. На ней весь дом, воспитание Лиды. Она хочет дать ей будущее.
Наблюдая за душевными терзаниями и переживаниями сестер-сироток, моментально начинаешь верить им, переживать и сочувствовать.
Жизненные проблемы, перипетии не мешают девушкам мечтать. Мечтать о совершенно другой жизни: творческой, яркой, наполненной любовью и счастьем. Получится ли у них воплотить желаемое в реальность?
Стоит отметить, что за 2 часа 30 минут (именно столько проводит в зале зритель), перед глазами проходит целых пять лет жизни семьи Рязаевых.
Спектакль наталкивает на размышления: о выборе, о правильности поступков. Как бывает в жизни: близкие люди зачастую хотят сделать для тебя «как лучше», «по правильному», «чтобы все было как у людей». Но это «как лучше» - со своей колокольни.
Вопрос о том, как жить, красной нитью проходит через весь спектакль. Дядя Митя Ухов с самого начала пытается навязать девочкам свою концепцию жизни и картину мира, буквально подавляя их желания и личности. Именно дядя становится причиной несчастий сестер, сам того не желая.
Главная героиня, жертвуя ради младшей сестры своей личной жизнью позже понимает, что эти жертвы были бессмысленными. Мечтая о театре, она все-таки становится актрисой. Вопреки словам и усмешкам своего дяди Мити.
Младшая Лида бросает своего ухажера Кирилла из-за мнения родственников. Видите ли, «не пара этот зазнайка нашему таланту», то и дело твердят дядя и сестра. В конце концов, Лида и Кирилл, несмотря ни на кого, воссоединяются. Правда, потом девушка делает странный выбор, чем вызывает недоумения как родственников, так и зрителя в целом.
Что касается дяди, то он не смог устроить свою личную жизнь. Именно из-за того, что он одинок, мужчина пытается постоянно участвовать в жизни племянниц. В одной из сцен Надежда с ужасом понимает, что становится дядей Митей: думает и говорит как он.
В финале спектакля, Надежда кричит на весь зал «Мы не будем жить по-вашему!». Фраза звучит словно девиз «Долой старое – вперед на встречу свершениям!»
Нет, спойлеров в этой статье вы не увидите, потому что постановку обязательно нужно посмотреть и прочувствовать. К чему и призываю.
Отдельно хочется сказать об атмосфере на сцене. Костюмы и декорации окунают зрителя в эпоху советского Ленинграда. Все продумано до мелочей: вот и старый патифон, и пластинки, записанные на рентгеновскую пленку, и телефон с катушкой на стене.
Кстати, декорации на сцене масштабные и подвижные. Например, сейчас вы находитесь в ленинградской коммуналке, а через минуту – в комнате общежития. Все «крутится и вертится», заставляя зрителя передвигаться в пространстве.
Стоит сказать об еще одной важной детали. В «Сестре Надежде» звучат стихотворения великого Булата Окуджавы и автора пьесы Александра Володина, причем в его личном прочтении. В постановке режиссер Валерий Персиков использует старые аудиозаписи драматурга.
Увидеть спектакль «Сестра Надежда» на сцене драмтеатра можно 18 марта, а потом 6 и 21 апреля. Билеты можно заранее купить в кассе или на сайте театра.