В Тверском драмтеатре прошла "Кабала святош" — первая премьера сезона
"Кабала святош" стала первой премьерой Тверского академического драматического театра в 272-ом театральном сезоне. Первые зрители увидели спектакль 20 октября.
Пьеса была написана Михаилом Булгаковым в 1930 году. Она сразу же была принята к постановке, но спустя пару месяцев советская цензура ее запретила. Кроме того, в это же время исчезали другие пьесы писателя со сцен столичных театров, на их постановку налагали запрет, а произведения и вовсе перестали печатать. В конце марта 1930 года Булгаков написал письмо в Правительство СССР, где просил либо отпустить его в эмиграцию, либо дать возможность работать во МХАТе. На это обращение отреагировал лично Иосиф Сталин. Со звонка вождя писателю и начинается спектакль в постановке Валерия Персикова.
Вот на сцену уже выходит Михаил Булгаков (Константин Юченков), который идет к настойчиво звонившему телефону. «Сейчас с вами товарищ Сталин будет говорить» слышится в телефонной трубке. И лидер Советского государства лично советует писателю подать заявление во МХАТ, несмотря на отказ театра принять Михаила Булгакова к себе раньше.
И вот писатель уходит в глубь сцены, будто бы сквозь века оказываясь за кулисами театра Пале-Рояль. Несколько минут, и вот уже Константин Юченков в образе Мольера предстает перед зрителями до конца спектакля. Параллель, которая проводится между творцами, которых разделяет три века, не может не остаться незамеченной.
Перед нами один из самых известных писателей и актеров 17 века – Жан Батист Поклен де Мольер. В спектакле он показан не как великий творец и создатель собственной труппы, а как обыкновенный человек. Он охвачен страстью к Арманде (Виктория Козлова), при этом не хочет терять дружбу Мадлены (Ирина Андрианова). Он справедлив – оставляет себе немного денег, дарованных королем Людовиком, а остальное делит между всей труппой, великодушен – дарит Бутону свой кафтан, вместо разорванного, а самое главное - он может прощать – так, он принимает Муаррона обратно в семью, несмотря на то, что молодой человек донес на своего приемного отца королю.
В основе сюжета положена легенда о Мольере – якобы он вступил по неведению в брак с собственной дочерью. Исторически этот факт не был подтвержден. Но в спектакле женитьба становится поворотным событием в жизни Мольера. Орден «Кабала священного писания» не может простить ему пьесу «Тартюф», где писатель показал духовенство в самом непривлекательном виде: ханжеским, эгоистичным, связанным с придворными интригами и с сыскной полицией. Архиепископ Парижа маркиз де Шаррон (Борис Михня) узнает в герое пьесы себя, но не может допустить, чтобы об этом узнала вся столица. Поэтому он строит против Мольера заговоры, которые помогут настроить короля Людовика XIV против писателя. Король Франции (Залим Мирзоев) выступает здесь подобно древнегреческому богу. В мифологии есть подобная история об Эдипе, который женился на своей матери Иокасте, не зная об этой родственной связи. За это боги наслали на Эдипа большие страдания. Так и Людивик XIV приближает Мольера к себе, ужинает с ним, становится крестным его детей, а после доноса архиепископа о кровосмесительной связи запрещает ему играть «Тартюфа» и лишает королевской милости. Сломленный своей болезнью, бегством Арманды, смертью Мадлены, предательством приемного сына Муаррона, а теперь и холодностью Людовика, он даже не может самостоятельно покинуть королевский двор.
Интересно рассмотреть название с точки зрения словарных определений. «Кабала» — это долговое обязательство, полная личная или имущественная зависимость, почти рабская, а «святоша» - богомольный лицемер, ханжа. Борис Михня, который сыграл архиепископа маркиза де Шаррона - предводителя Кабалы святош, как нельзя лучше сумел показать двойственность своего персонажа. Он внимателен к Мадлене Бежар на исповеди, но при этом пугает муками в аду, направляет ее речь в нужное для себя русло и заставляет рассказать об Арманде. Мадлена признается, что не знает кто отец ее дочери – Мольер или другой мужчина. Но архиепископу и не нужна вся правда, ему важен лишь факт материнства Мадлены, ведь весь Париж знает, что вместе с Мольером они прожили более 20 лет. Цепляясь за этот факт, он строит свой донос королю. Фигура архиепископа в спектакле – это сплетение и религии, и политики в одном лице.
Мадлена Бежар появляется всего в двух сценах спектакля. Но нельзя оторвать глаз от этой героини, от силы, которая исходит от этой женщины, даже во время предсмертной исповеди. Зрительный зал не смог остаться равнодушным, поэтому громкие аплодисменты сопровождали героиню Ирины Андриановой.
Залим Мирзоев, который сыграл Людовика XIV, сделал своего персонажа не менее противоречивым, чем архиепископ. Он властитель судеб всех своих подданных, сосредочие всей власти во Франции, что делает его человеком одиноким и отделенным от других, ведь такая ноша лежит лишь на нем. Людовик отправляет отца Варфоломея в тюрьму на три месяца, а позже велит выпустить его через три дня, сначала вежлив с Муарроном, а потом самолично его избивает, покровительствует Мольеру, а позже лишает своей милости. В конце мы видим намек на причину такого поведения – изувеченное сердце.
Владимир Чернышов, который сыграл Бутона – слугу Мольера, несмотря на второстепенную роль, сумел сделать своего героя ярким и незаменимым на сцене. Он смешон, важен, грубоват, однако считает себя очень воспитанным – ведь он француз по происхождению. Бутон очень любит Мольера, заботится о нем, следит, чтобы хозяин не сказал ничего лишнего, просит бежать с последнего спектакля ради спасения.
Художник по костюмам Ирина Подосёнкова смогла создать наряды, которые не просто отразили исторический период, но и стали характеристикой героя. Яркие платья для Адрианы, сдержанные для Мадлены и легкомысленные для Риваль, из золотой парчи для короля, разноцветные для шута, реалистичный для архиепископа, маски и накидки для членов Кабалы как тайного сообщества, шикарный костюм Мольера в начале и простой под конец его жизни.
Интересным оказалась и сценография спектакля. Несколько занавесов, позволяющих разделить сцену и закулисье в Пале-Рояль, черный узкий и динамичный занавес, который позволял героям появляться на сцене будто бы из ниоткуда. А движущийся центр сцены и выездная ее часть позволили сделать сценические моменты с участием короля и Кабалы священного писания более масштабными и акцентированными.
Заканчивается все снова появлением Михаила Булгакова. Он убирает свои записи в стол, но видит зритель – появился замысел нового романа «Мастер и Маргарита». И писатель отправляется навстречу произведению, которое прославит его имя на весь мир.
Благодаря интересному использованию всех современных возможностей сцены, декорациям, свету у Валерия Персикова получилось создать историю о противостоянии творца и власти, которое существует вне времени.
У тех, кто еще не успел увидеть спектакль «Кабала святош», есть возможность посетить его 28 октября в 18:30.
Фото: Сергей Борецкий