«Мертвые души» в Тверском ТЮЗе заставили зал хохотать
На сцене Тверского ТЮЗа спектакль Наталии Лапиной идет уже третий год. Но буквально на минувших выходных зрителям представили обновленную версию. Посмотреть и рассказать о представлении решила корреспондент портала Тверь.FM Евгения Вепрева.
Этот спектакль для меня стал вторым по счету, который я смотрела в постановке Наталии Лапиной. Первым был «Король Лир», а теперь вот и «Мертвые души». Но даже если бы я не знала имени режиссера, то, уверена, догадалась бы. Когда Чичиков отправлялся в дорогу, вокруг все приходило в движение: сцена, люди, которые сами же создавали декорации, – в этот момент узнается почерк Наталии Лапиной.
Помещики, которых посещает главный герой, показаны изумительно. Манилов (Константин Григорьев), Собакевич (Александр Евдокимов), Плюшкин (Александр Романов), Ноздрёв (Андрей Иванов), Коробочка (Ольга Лепоринская) – все они привнесли в образы своих персонажей шарм и запоминающиеся детали, а изображают они их с таким юмором, что заставляют зал хохотать.
Роль Селифана, преданного слуги Чичикова, сыграл Алексей Пучков. И у него отлично получилось передать характер Селифана – человека, который не вмешивается в дела хозяина, но в нужном случае всегда под рукой. Интересно, что у Чичикова ведь было два слуги: Петрушка и Селифан. Но в спектакте появился только последний и это, на мой взгляд, не случайно. Селифан был кучером, и его задача проводника главного героя превратилась еще в одну – проводник современного зрителя в эпоху XIX века, в мир давно забытых слов и выражений.
Мотив дороги и путешествия – главный, это отражено даже в декорациях: черно-белые шлагбаумы, будка охранника, который в старину поднимал эти шлагбаумы, даже деревья в такой же окраске. Странствие главного героя отсылает нас к «Одиссее» Гомера. Эта же мысль подтверждается и сиренами, которые встретились Чичикову на пути, и в использовании главной детали спектакля – колеса (условной повозки). В один момент оно трансформировалось в штурвал корабля, и это сделало отсылку к поэме древнегреческого писателя еще более очевидной.
И музыка, и декорации, и костюмы, и свет, и сценография – все это ярко, интересно и выразительно. Хочется на минутку приостановиться действие и успеть рассмотреть каждую деталь, либо пересмотреть еще раз, чтобы все-все заметить.
Рассматривать хочется и занавес, который специально был создан для этого спектакля. Вообще эта первая вещь, которую замечает зритель при входе в зал. В спектакле «Мертвые души» занавес, исполненный в технике лоскутного шитья, будто намекает, что сейчас перед глазами гостей театра промелькнет пестрая, красочная, сборная и многоплановая русская действительность.
О спектакле до просмотра я слышала разные отзывы: и восторженные, и недоумевающие. Мне кажется, не нужно полагаться на чье-то мнение, нужно обязательно сходить и увидеть самому! Только готовым быть нужно к тому, что не увидите вы здесь «Мертвых душ» Гоголя, ведь на сцене ТЮЗа версия Михаила Булгакова в постановке Наталии Лапиной. А это значит, что перед зрителями произведение трех творцов, а не одного лишь классика.