Последние новости
В четверг, 15 января, в Твери у Памятника воинам-интернационалистам прошел...
С 16 по 17 февраля состоится чемпионат и первенство Тверской области по...
Авторадио-Тверь приглашает отметить День защитника Отечества по-армейски...
В Твери пропал ребёнок 2003 года рождения в районе Бурашевского сельского...
В Тверской области в 2017 году налоговые органы и Пенсионный фонд провели...
» » На сцене Тверского драмтеатра кипят споры отцов и детей

На сцене Тверского драмтеатра кипят споры отцов и детей


Противостояние поколений, споры о взглядах на жизнь, дуэль и любовь – в эти выходные на сцене Тверского театра драмы прошла премьера спектакля «Отцы и дети».
В день премьеры в театре драмы царила настоящая атмосфера конца XIX века. Нарядные дамы и кавалеры прогуливались перед началом спектакля по залу и фойе. Выставка картин и нарядов, интерьерный уголок позволили всем присутствующим заглянуть на 150 лет назад. Во время антракта гости театра смогли увидеть красоту и грацию танца. А у привычных прилавков с бутербродами  стояли девушки будто сошедшие с портретов того времени.
С романом Ивана Тургенева «Отцы и дети» мы знакомы с со школьной скамьи. Конечно, помним, кто такие Базаров, Николай Петрович и Павел Петрович, Аркадий.
В театральной постановке по пьесе Адольфа Шапиро перед нами предстают не просто образы и характеры, а живые обыкновенные люди. Они совершают какие-то поступки, сталкиваются с их последствиями, в чем-то убеждены, спорят и соглашаются друг с другом. И если герои книг чаще всего вызывают у читателя симпатию или антипатию, то в спектакле ни один персонаж не вызывает одну какую-то определенную эмоцию.
Действие начинается со сцены, в которой маленький Евгений катается на велосипеде. Отец учит мальчика словам Жан Жака Руссо: «Свобода состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь». И вот уже перед мальчиком за дымкой предстает взрослый мужчина, и отражение этой фразы мы увидим и в поступках героя.
Взрослый Базаров все еще за пеленой отражения произносит слова   Виссариона Григорьевича Белинского: «...России нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе...» Именно так создатели отметили человека, которому и посвящен роман Ивана Тургенева.
Роль Евгения  Базарова в исполнении Тараса Кузьмина очень яркая, запоминающаяся. Он неоднозначен, ироничен, сложен и прост одновременно, блещет юмором и тут же ему становится скучно. Анна Одинцова видит в нем отражение себя. Таких людей больше нет в ее окружении, поэтому он привлекает к себе ее внимание.
Аркадий (Сергей Бескакотов) и Евгений (Тарас Кузьмин) вместе приезжают в имение Кирсановых. Тут их встречает Николай Петрович (Владимир Чернышов), отец Аркадия.
И вот перед нами сразу три героя. Базаров в черном, Аркадий в сером, тогда как старшее поколение Кирсановых в светлых костюмах. Думается, такие цвета были выбраны не случайно. Полностью черные одежды в спектакле у Евгения Базарова на протяжении почти всего действия, и неколько раз в наряде этого же цвета предстала и Анна Одинцова.
 
Вероятно, таким темным цветом Евгений отделяет себя ото всех присутствующих, противопоставляет себя и окружающих, делит мир на черное и белое. Оппонентами его стали «отцы», которые предпочитают светлые наряды, а Аркадий в сером находится как бы между этиму двумя лагерями. Возможно, это характеризует его как будущего представителя поколения «отцов», который временно и по молодости своей увлечен идеями Евгения, но это пройдет. И действительно проходит к финалу спектакля.
 
Двойник Базарова Кукшина показана и как его подражательница в одежде. Эта эмансипированная женщина в брюках и пальто, и цвет их близок к одеянию Евгения – графитово-серый. Кроме того, она подражает ему и в позе: на скамье на приеме у губернатора они сидят абсолютно одинаково.
И если мы заговорили о художественном оформлении спектакля, то невозможно не упомянуть и о декорациях. Благодаря возможностям сцены, в одном строении создателям удалось совместить сразу четыре локации: поместье Кирсановых и Анны Одинцовой, дом Базаровых и приемную губернатора. Каждое место отражает характер хозяев, их привычки и жизненный уклад.
Неясно, к чему стремится Евгений в конечном итоге. Павел Петрович как аристократ выражает свое неудовольствие и нетерпение сдержанно, всего лишь в одном жесте – похлопыванием руки за спиной. Лишь после ранения на дуэли эти два героя смогли увидеть друг в друге не убеждения и взгляды, а обыкновенных людей.
С простым народом Евгений легко находит общий язык, он прост в общении, не притворяется, и люди это чувствуют. Поэтому он запросто сходится с Фенечкой (Евгения Голубева) и Петром (Евгений Романов). Несмотря на то, что персонажи это не главные, они запоминаются зрителям своей простотой и искренностью.
Для них Базаров простой человек, но все же чужой, потому что внутренне свободный. Именно свободу он ценит в себе больше всего, поэтому и сопротивляется возникшему влечению к Анне Одинцовой. Он говорит: «Я никогда себя не ломал и бабенке никакой не дам себя сломить». Во сне Евгений видит, как он едет на велосипеде по кругу все быстрее и быстрее, но привязан он за канат, который держит Анна. Но она не готова променять свою спокойную размеренную жизнь на сильное и непредсказуемое чувство.
Анна приходит и на его последний зов, но появляется она в роли Смерти. Ее шаги отсчитывают последние минуты жизни Евгения. Останавливаясь перед ним лицом к лицу, она и забирает его жизнь.
 
В финале спектакля Евгений, как и в начале - на велосипеде, отправляется уже в другой путь. Непрерывно крутятся колеса, так и жизнь идет своим чередом, а перед зрителем проходит ее калейдоскоп: Фенечка с Николаем Петровичем растят сына, Павел Петрович все также одинок, Аркадий и Катерина поженились и стали родителями, а мать и отец Евгения все также горюют по своему сыну. Все катится вперед и ни Евгений, ни те, кто продолжает жить, не могут остановить время.
Каждый из актеров был в своем образе органичен. Базаров из романа Ивана Тургенева и Базаров из пьесы Адольфа Шапиро немного отличаются друг от друга, но ведь Базаров мог бы быть и таким.
Фото: Даниил Автушков / Геометрия
Комментарии