В день старта в прокате фильма «Салют-7» на «Авторадио», в гости к вечернему шоу «Мурзилки Live», пришел исполнитель одной из главных ролей Павел Деревянко. Он и Владимир Вдовиченков воплотили на экране образы легендарных космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые в далеком 1985 году выполнили миссию по спасению космической станции «Салют-7». Потеря станции могла отбросить отечественную космонавтику на десятилетия назад, но в те годы мало кто знал подробности этой истории.«Салют-7» – уже второй в этом году российский фильм о космосе. Весной на экранах появилась лента «Время первых»,
посвященная выходу человека в открытый космос. Консультантом картины выступил прототип главного героя – космонавт
Алексей Леонов. Создателям «Салюта-7» пришлось обойтись без поддержки людей, чей подвиг лег в основу фильма. В интервью
журналу гость «Авторадио» рассказал, почему это произошло, и чем вторая лента о космосе отличается от первой.
Павел, как вы с Владимиром Вдовиченковым готовились к съемкам? Общались с прототипами своих героев?Нет, до съемок мы не общались, потому что космонавты поначалу не очень охотно шли на контакт с создателями этой истории. Просто все фильмы про космос, которые недавно вышли, им категорически не понравились. Мы встретились уже после, на премьере. Но, с другой стороны, у нас ведь и не было задачи добиться портретного сходства с нашими прототипами. Мы просто хотели рассказать историю как можно органичней, правдивей.
«Время первых» не понравилось Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных?Я думаю, лучше у них самих спросить об этом. Точно знаю, что наш фильм им понравился. Несмотря на некоторые замечания, сделанные
режиссеру и сценаристам.
Многие считают, что ваш фильм круче со всех точек зрения, в том числе с технической. Это правда, что восемь месяцев длилась подготовительная работа?В Америке подготовительная работа к таким фильмам идет три года. Что касается бюджета – он был в 15 раз меньше, чем у «Гравитации». Но мы это сделали. И, когда показывали наш фильм IMAX и другим прокатчикам за рубежом, они просто не верили, что такое зрелищное кино можно снять за такие маленькие, с их точки зрения, деньги, и, конечно, купили его.
Прекрасно, что у нас могут делать спецэффекты, сравнимые с голливудскими, да еще за меньшие деньги. И здорово, что обратились к нашей истории.К славнейшим страницам нашей истории. И ведь мало кто знал про то, что происходило тогда на станции «Салют-7». В 1985 году у нас все должно было быть хорошо. И было – просто космонавты отправились к станции в плановый полет...
В «космической гонке» за право выйти в прокат первым победил фильм «Время первых», а не «Салют-7». Почему?На самом деле, кто будет первым, решалось наверху. Оба фильма одновременно были готовы и могли выйти в прокат ко Дню космонавтики в начале апреля. Не могли решить, кому отдать первенство, поэтому создали экспертный совет, в который вошли все наши известные кинодеятели, продюсеры. Было голосование, были скандалы и ссоры. В итоге показали «Время первых». И я считаю, это было правильное решение для нас, потому что за эти полгода мы успели устранить все недостатки, все доделать в монтаже, в графике…
В одной рецензии написали, что «Время первых» и «Салют-7» сделаны по одной схеме – герои любой ценой стараются выполнить пожелание генерального руководства. Но мне кажется, в вашем фильме другое – два человека в космосе решают профессиональную задачу и делают то, что сами хотят делать.Конечно, предлагаемые условия были достаточно жесткие, но это не умаляет профессиональных и человеческих качеств героев. У них был долг перед страной, перед руководством, перед самими собой. И это были совершенно не пустые слова, в то время особенно. А дальше уже включались личные человеческие качества. Конечно, они могли бы пойти по пути наименьшего сопротивления – просто столкнуть станцию в океан и полететь домой. Но они этого не сделали, и это был их выбор прежде всего.
Интересно, много ли в фильме додуманного, вымысла?Конечно, историю написал сценарист, но по мотивам реальных событий. Если бы в фильме было меньше драматических перипетий, это было бы уже не так интересно смотреть. Например, в реальности пожара в том полете не было, кувалды тоже. А вот шерстяные шапочки – чистая правда. Действительно, жена Савиных дала ему перед полетом эти шапки, и когда в конце фильма зрители видят документальную хронику, многие плачут, потому что вот она – правда. Сценарий, кстати, менялся еще и в процессе съемок. Очень много конфликтов придумал Володя Вдовиченков. Реальные космонавты, Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, посмотрев фильм, отреагировали так: «Ну, вы чего? Да как он мог сказать: я с тобой больше не полечу! Они же в космосе!» «Но это же фильм, – говорю я, – это кино!»
«Кино» и тот момент, когда герои решают принять «по маленькой»?Мне кажется, на самом деле многие это делали. Ну, представьте – русского мужика на полгода закрыть в банку консервную... Я спрашивал
космонавтов прямо: «Был алкоголь?» Отвечали уклончиво: «Официально алкоголь на космической станции за-пре-щен!» «Подождите, – говорю, – а если?..» «Ну, водка там не идет... Идет коньяк».
Удалось ли понять характер своего героя, Виктора Савиных?Конечно, мне хотелось как можно больше походить на настоящего космонавта. При всем том, что я очень далек от любых технических
моментов, лампочки не поменяю и розетки не починю. Я смотрел много хроники, чтобы увидеть, как они там разговаривают, как существуют, как в невесомости тела себя ведут… Но, на самом деле, я не знал, какого человека мне играть. Я никогда до конца не знаю своего персонажа. То есть примерно понимаю какие-то черты и просто иду уже от себя, на ощупь, как слепой крот…
Сразу согласились на роль?Конечно, я очень сомневался в душе, потому что – где он, дважды герой Советского Союза,блестящий технический специалист Виктор Петрович Савиных, и где я с моими улыбками и всем прочим. Но согласился сразу, потому что амбиции большие, хочется все в жизни попробовать.
И каково это – почувствовать себя космонавтом?Здорово! Это очень круто. Потому что в основном, конечно, несмотря на некоторое количество драматических ролей, меня все-таки знают и оценивают как артиста комедийного жанра.
В фильме прекрасные космическиепанорамы, в 3D смотрится оченьреалистично. Как этого удалось добиться?Чудо и профессионализм. В чем-то нам всем, может быть, повезло. Но если бы мы не работали, если бы не были привлечены к созданию фильма лучшие специалисты, то,конечно, ничего бы не случилось. Слава Богу,все сложилось.
А где вы снимали космос?Под Петербургом сняли огромный ангар на заводе Ford и построили там станцию«Салют-7» в натуральную величину. Невесомость играли, вися на тросах вверх ногами. Но крупные планы в таком положении невозможно снимать – лицо наливается кровью. Чтобы сделать крупные планы, приходилось станцию опускать в горизонтальное положение.
Физические нагрузки были большие, или каскадеры вам помогали?Мы должны были примерно понимать, что нам делать, поэтому сначала репетировали каскадеры. Они показывали свои наработки, и потом уже репетировали мы. Выполняли все,что нужно, висели вверх ногами – это было достаточно муторно. Но когда сравниваешь с настоящей историей, с реальными космонавтами, думаешь: да что ты, парень, ты о чем!
Можете сказать, почему фильм «Салют-7»стоит смотреть?Потому что кино получилось очень качественным, зрелищным. Есть в нем хорошая психологическая история, очень классная графика. И это патриотично, причем патриотизм не квасной, а настоящий. Мне редко нравится то, что сам делаю, но я в третий раз пойду смотреть «Салют-7» – на этот раз в IMAX.
Материал сайта http://www.gpmradio.ru/press#magazine