В Твери прошла премьера спектакля «Король Лир»
В пятницу и субботу на сцене Тверского Театра юного зрителя прошла первая премьера сезона – пьеса У.Шекспира «Король Лир» в постановке Натальи Лапиной. Спектакль вызвал интерес у многих жителей нашего города, поэтому зал был полон не только на премьере, но и на сдаче спектакля.
«Король Лир» - одна из самых известных трагедий Шекспира. Сюжет пьесы знаком многим, но даже зная финал произведения, спектакль смотрится с ожиданием – чем все закончится в этот раз? И катился, катился сюжет, но конец все равно как гром среди ясного неба.
И если при чтении мы помним, кто есть кто – кто бывший король, кто слуга, кто преемник, то в спектакле мы видим перед собой прежде всего людей, обычных, с их слабостями и пороками.
Все начинается с признаний. Король просит своих дочерей рассказать о том, как они его любят, чтобы поделить меж ними королевство. И здесь возникает вопрос: почему же верит Лир лишь словам? К тому же мы понимаем, что он хочет услышать – витиеватые и пышные слова признаний. Так и поступают старшие дочери – Регана и Гонерилья. При этом после речи слуги вручают им охапку роз, будто те только что выступили на сцене, сыграли хорошую роль. Корделия же не хочет выставлять свои чувства напоказ и отвечает просто, кратко и правдиво. Именно этим она и задевает гордость Лира, который не готов терпеть неповиновение и выгоняет младшую дочь из своего королевства, а его делит между двумя старшими дочерьми.
С этого и начинается трагедия – с разделения семьи, каждого члена которой власть ослепляет. Раскол отражают и декорации, которые делятся на несколько частей. Декорации заслуживают отдельного внимания. В этом спектакле они настолько многофункциональны, что создают несколько мест действий – и общий дом короля и дочерей, и отдельные королевства Реганы и Гонерильи, и темницу, и лес. При этом герои действовали сразу на нескольких уровнях сцены, появлялись из-под нее, находились на сцене, а также выше - на втором этаже декораций. Масштабность действия отражалась доступно для зрительского понимания. Впрочем ТЮЗ всегда максимально использует возможности сцены. Многочисленность свиты Короля Лира умело была обыграна деталями – сапогами. Военные действия - диссонансным движением солдат. Музыка была подобрана довольно необычно – мелодия акустической и электрогитры гармонично оттеняли происходящее на сцене.
Король Лир показан здесь не только жертвой, он хочет сохранить свою власть и после раздела короны между дочерьми. Он не может принять то, что его слово больше не имеет силы, а личность не вызывает почтения и благоговения. Именно принятие этой правды делает его сумасшедшим.
Эмоции, бушующие внутри героев, жажда власти, эгоизм несут их вперед с силой стихии. Поэтому постепенно они выходят за пределы строений и оказываются на фоне природной стихии. Гроза, ливень - это накал, одно из грозных проявлений силы природы, такое же состояние, как и в судьбах самих героев.
Пьеса заканчивается в том же месте, где и начиналась – в замке короля Лира. Но трещины от раскола видны не только в семье, но и на декорациях. Все мертвые уже находятся вокруг стола, который по форме своей напоминает корону, власть которой никто не хотел потерять.