Тишка, ты идешь? — РАМТ показал жителям Твери спектакль "Свои люди – сочтемся"
Пьеса Александра Островского «Свои люди - сочтемся», которая первоначально называлась «Банкрот», увидела свет более 150 лет назад. Почему комедия, чей возраст столь солиден, пережила столько переизданий и постановок? На этот вопрос мы попытались ответить, посетив спектакль в рамках «Больших гастролей» Российского академического Молодежного театра.
РАМТ поставил пьесу «Свои люди - сочтемся» на своей сцене менее года назад. Спектакль стал своеобразной премьерой и на «Больших гастролях» Молодежного театра в Твери. Эта постановка — мастерская работа молодого режиссера Егора Равинского.
На пресс-конференции перед спектаклем он признался, что волнуется о том, как пройдет спектакль на сцене тверского ТЮЗа:
«Классика - прекрасный материал, у нас прекрасные актеры. Но я волнуюсь, как примет спектакль зритель. Он начинался с маленькой комнаты, потом было решено перенести его на большую сцену – он разросся, появились большие декорации. А здесь из-за небольшой сцены нам снова приходится его сжимать, переводить в другой формат. Поэтому я не знаю, что сегодня у нас получится. В любом случае, мне хотелось показать, что Большов не запутавшийся старый купец, который устал, а еще полный жизни игрок, который хочет выигрывать и добиваться своего».
И действительно Самон Силыч Большов (Александр Гришин) намерен сыграть по-крупному. Как только подходят сроки отдавать долги кедиторам, он придумывает сказаться банкротом. С помощью Сысоя Псоича (Сергей Печенкин) он переписывает все имущество на своего приказчика Лазаря Подхалюзина (Михаил Шкловский). Последний же умело переворачивает ситуацию в свою пользу. Обещает Сысою Псоичу тысячи за документы, Устинье Наумовне (Рамиля Искандер) деньги и шубу из соболей, лишь бы она отвадила благородных женихов. Сам же Лазарь аккуратно выражает свою готовность жениться на Липочке (Дарья Семенова), что вызывает большой энтузиам у Большова. Ведь перепишет свое добро он не на чужого человека, а на своего. Дело осталось за малым – уговорить невесту.
И сначала смотрит она на него брезгливо, и в истерику впадает от того, что жених не благородный, не военный. А Лазарь и так, и этак вокруг девушки, обещает ей горы золотые, жизнь красивую да пугает банкротством отца. Вот уже и жених ей мил понемногу становится, и замуж выйти за него Липочка соглашается.
Антракт - и вдруг перед зрителем уже совсем другая картина: Липочка в черном атласном платье, Лазарь в костюме держится хозяином жизни. Вот и Сысою Псоичу с Устиньей Наумовной он дает всего сто рублей, вместо обещанных богатств, и знает, что ничего уже сделать они не смогут с его нахальством. Вот появляется Большов на побывку домой из долговой ямы, просит детей заплатить по 25 копеек вместо рубля по кредитам, но дети не дают больше 10 копеек – им самим нужнее. Постепенно Подхалюзин поднимает цену до 16 копеек, но Липочка непреклонна – 10 и ни копейкой больше. Так и уходит Самсон Силыч ни с чем.
Режиссер не стал менять сюжет, героев, как сейчас стало модно. Не переделал язык драматурга на современный лад, сохранил купеческую обстановку и костюмы, но чувствуется здесь тот современный налет, который оттеняет суть спектакля, помогает показать ее чуть ярче, сделать интересные акценты. Все это произошло благодаря работе художника Алексея Вотякова, художника по свету Нарека Туманяна, хореографа Рамуне Ходоркайте и музыке.
Алексей Вотяков создал потрясающую декорацию - огромный шкаф во всю ширину сцены. В нем мы видим сейф, множество ящиков, убежище Липочки от пьяного отца, граммофон, бумаги, папки, еду, стол. Кроме того, Большов открывал свой сейф особым способом – выдвинув несколько определенных ящиков. Пожалуй, это можно сравнить и с пьесой Александра Островского: нажав на определенные рычаги, человека может открыть с неизведанной стороны. Так, Лазарь превратился из слуги в хозяина жизни, получив материальный достаток.
Музыка занимает особое место на протяжении всего спектакля. Играет граммофон, Липочка пытается танцевать, что происходит настолько неуклюже, что зал не может сдержать смех. За сценой часто слышится ее игра на фортепиано и пение. Барабаны придают спектаклю особый ритм. Одним из самых ярких моментов стала «официальная» завязка действия. Большов сообщает Лазарю, что хочет переписать все имущество на него, тот от нахлынувших эмоций бежит умываться и в этот миг его мир замирает. Боковой свет, ритм барабанов – Самсон Силыч подписывает деловые бумаги о передаче своего состояния приказчику. С этого момента все меняется.
Хочется отметить, что не было в этом спектакле незаметных персонажей. Все они идеально вписывались в картину купечества, которую создал Егор Равинский. Каждый образ был продуман и попадал в «десятку». Устинья Наумовна в исполнении Рамили Искандер стала не только визуальным украшением спектакля, но и придала ему особую веселось и яркость образом своей героини. Она готова и станцевать, и спеть, и под рюмочку расказать о своих делах свахи, всех «золотыми» да «изумрудными» окрестить. Михаил Шкловский и Александр Гришин изумительно показали героев, которые меняются прямо на глазах у зрителей. Как один человек поднимается за счет другого – своеобразный закон, по которому и сейчас живут многие.
Именно поэтому пьеса актуальна и сейчас, «вневременное» произведение вышло у Александра Островского. Ведь сколько вокруг сильных людей, а рядом с ними тех, кто хочет вырасти за их счет, кто горбился и скукоживался лишь до удобного случая, чтобы в один миг распрямиться и подняться.
Безусловно, интересна и кольцевая композиция постановки. В самом начале идет торговаться с кредиторами Самсон Силыч в своем тулупе, но возвращается за приказчиком: «Лазарь, ты идешь?». В конце уже разбогатевший Лазарь примеряет тулуп Большова, чтобы идти и торговаться по долгам тестя. Тишка же в уголке примеряет плащ и очки бывшего приказчика, сутулится, пытается повторить повадки маленького, незаметного человека. Лазарь возвращается за ним с теми же словами, что и Большов: «Тишка, ты идешь?»
И Тишка идет по уже проторенной дорожке. Как пойдут потом с такой же надеждой за таким же хозяином и другие.
Фото: ramt.ru